Прокурор разъясняет!

16.04.2019

Прокурор разъясняет!

Вопрос: Могу ли я обратиться в суд за компенсацией имущественного или морального вреда в связи с ненадлежащим оказанием мне медицинских услуг?

Ответ Ртищевского межрайонного прокурора А.Г. Лебедева:
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 8 Постановления от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», нормы Закона о защите прав потребителей об имущественной ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, и о компенсации ему морального вреда должны применяться судами также и к отношениям по предоставлению инвалидам, ветеранам, участникам войн и другим гражданам, категории которых перечислены в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых не только в рамках добровольного, но и обязательного медицинского страхования.
Кроме того, на основании ст.ст. 1095-1097 ГК РФ вред причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина (потребителя) вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги подлежит возмещению исполнителем услуги в полном объеме независимо от его вины.
Согласно ст. 1064 ГК РФ, при наличии вреда жизни или здоровью гражданина, противоправности действий (бездействий) медицинского учреждения, причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившим вредом у исполнителя возникает обязанность по возмещению вреда, как имущественного (материального), так и морального.
Таким образом, при наличии вышеуказанных оснований Вы можете обратиться в суд за компенсацией имущественного или морального вреда в связи с ненадлежащем оказанием медицинских услуг, в результате которых Вам причинен вред жизни или здоровью.

Вопрос: Право родителей находиться с детьми в стационаре

И.о. прокурора города Саратова С.С. Ломакин:
Один из родителей, иной член семьи или иной законный представитель ребенка имеет право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ребенку медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.
При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста – при наличии медицинских показаний (например, если состояние ребенка требует постоянного ухода) плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается (ч. 3 ст. 51 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
При этом ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ).
Право родителя на совместное нахождение в стационаре с ребенком может быть реализовано независимо от вида медицинской организации, в которой ребенку оказывается медицинская помощь в стационарных условиях (Информационное письмо Минздрава России от 21.06.2013 № 15-1/10/1-2884).
При нахождении ребенка в стационаре закон не запрещает родителям и другим членам семьи менять друг друга.


Новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов

Разъясняет прокурор Фрунзенского района г. Саратова Т.Р. Аветисян:
 С 1 января 2019 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29.12.2017 N 476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон), которым, установлена новая государственная услуга – сопровождение при содействии занятости инвалидов, а также определен механизм ее реализации.
Надо иметь  в виду, что под сопровождением при содействии занятости в Законе понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
В целях обеспечения единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги принят Федеральный государственный стандарт по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.08.2018 № 518н.
Федеральным законом инвалидам предоставлена возможность направления в орган службы занятости заявлений об осуществлении их сопровождения через «личный кабинет» федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов».
На основании заявления инвалида об осуществлении сопровождения при содействии занятости служба занятости принимает решение о содержании и сроках осуществления сопровождения.
К особенностям организации содействия занятости инвалидов отнесено обеспечение органами службы занятости совместно с работодателями индивидуального подхода, а также осуществление мониторинга трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах, оборудованных для работы инвалидов.
Сопровождение при содействии занятости оказывается: органами службы занятости – в отношении незанятых инвалидов, работодателями – в отношении работающих у них инвалидов.
Также, в  соответствии с п. 7 ст. 1 Закона, работодателем из числа работников и с их согласия могут быть определены наставники, которые в целях осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида:
1) содействуют ему в освоении трудовых обязанностей;
2) вносят работодателю предложения по вопросам, связанным с созданием инвалиду условий для доступа к рабочему месту и с дополнительным оборудованием (оснащением) его рабочего места.


Федеральный реестр инвалидов и ответственность за ненадлежащее его ведение

Разъясняет и.о. прокурора города Саратова С.С. Ломакин:
Защита прав инвалидов является приоритетным направлением государства и служит для обеспечения инвалидам равных возможностей в реализации своих прав, регламентированных Конституцией Российской Федерации, иными законами и подзаконными актами.
С этой целью Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях учета сведений об инвалидах установлено ведение Федерального реестра инвалидов.
В данном реестре содержатся основные сведения об инвалидах, такие как, группа инвалидности, ограничения жизнедеятельности, степень утраты трудоспособности и другие. Кроме того, в указанном реестре содержатся персональные данные лица, признанного инвалидом. Ведение данного реестра является обязательным.
Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.02.2019 № 7-ФЗ установлена административная ответственность за нарушение порядка представления сведений в Федеральный реестр инвалидов.
В частности, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 13.19.4. «Нарушение порядка предоставления сведений в федеральный реестр инвалидов и размещения указанных сведений в данном реестре». За непредставление, неразмещение или нарушение сроков размещения информации в реестре либо размещение информации не в полном объёме предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Повторное совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.
Закон вступил в силу 17 февраля 2019 г.

Диспансеризация по трудовому законодательству

Разъясняет прокурор Новобурасского района И.В. Силонов:
 С 1 января 2019 года вступили в силу дополнения в Трудовой кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 03.10.2018 № 353-ФЗ. 
Теперь работникам будет предоставляться дополнительный оплачиваемый выходной день для прохождения диспансеризации. Работники смогут получить освобождение от работы для диспансеризации один раз в три года. 
Особые условия установлены трудящимся пенсионерам и работникам предпенсионного возраста (в течение 5 лет до достижения возраста выхода на пенсию): они могут рассчитывать на освобождение от работы на 2 рабочих дня ежегодно. 
На время прохождения медосмотра за сотрудниками будет сохраняться место работы (должность) и средний заработок. Для прохождения диспансеризации необходимо будет подать заявление и согласовать день с работодателем. 

Вопрос: Какие категории детей вправе получать бесплатные лекарства?

Ответ старшего помощника прокурора Кировского района г. Саратова Н.С. Алькова: 
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого человека на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41).
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дети имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Право на получение бесплатных лекарств имеют, в частности, следующие категории детей:
- дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет;
- дети - инвалиды в возрасте до 18 лет;
- дети, страдающие жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Для получения бесплатных лекарственных препаратов необходимо обратиться к лечащему (участковому) педиатру, при этом предоставить полис обязательного медицинского страхования, свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) и свидетельство о рождении ребенка, заключение главных специалистов о постановке диагноза, а также удостоверение многодетной семьи или справку о наличии инвалидности (в случае принадлежности к соответствующей категории). 
Список таких лекарственных средств утвержден Правительством Российской Федерации, а так же Законом субъекта Российской Федерации, и находится у лечащего врача, который обязан его предоставить по требованию пациента.
Выдача лекарств на основании рецепта осуществляется аптеками, реализующими отпуск препаратов льготным категориям граждан. Список таких аптек можно получить в медицинской организации, выдавшей рецепт.
В случае отказа в предоставлении лекарственных средств Вы можете обратиться в органы прокуратуры для защиты прав несовершеннолетних.
 

Вопрос: Наш сын учится в третьем классе, часто болеет. Имею ли я право, как его отец, право на оплату больничного по уходу за ребенком, при том что работаю у индивидуального предпринимателя? 
 
Отвечает начальник  учебно-методического отдела В.В. Кондрашин:
В соответствии с положениями части 2 статьи 5, пункта 2 части 5 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» Вы имеете право на пособие по временной нетрудоспособности, если работаете у предпринимателя по трудовому договору или осуществляете иную деятельность, в течение которой подлежите обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, а также в случаях, когда заболевание наступило в течение 30 календарных дней со дня прекращения такой работы или деятельности.
Пособие по временной нетрудоспособности при уходе за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет выплачивается за период до 15 календарных дней по каждому случаю лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.
Согласно части 3 статьи 7 названного Федерального закона пособие по временной нетрудоспособности при лечении ребенка в амбулаторных условиях  выплачивается за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, то есть в том же размере, как если бы Вы взяли бюллетень в случае собственной болезни. За последующие дни пособие выплачивается в размере 50 процентов среднего заработка.
При лечении ребенка в стационарных условиях, то есть если ребенок лечится в больнице и Вы находитесь вместе с ним, то пособие выплачивается за все дни в таком же размере, как при собственной болезни родителя.
В соответствии с пунктом 34 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.06.2011 № 624н, выдача листков нетрудоспособности производится родственнику, который непосредственно осуществляет уход за больным.
Таким образом, если именно Вы ухаживаете за больным ребенком, то имеете право обратиться в медицинскую организацию за выдачей больничного листа по уходу за больным ребенком и представить его для оплаты работодателю.


Вопрос жителя р. п. Мокроус: Можно ли взять больничный по уходу за ребенком "гражданской" жены?

Отвечает прокурор Федоровского района В.Н. Нефедов:
Согласно Порядку выдачи листков нетрудоспособности такой листок по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи, фактически осуществляющему уход.
В силу статей 2, 15 Семейного кодекса РФ под членами семьи понимаются, в том числе пасынок и падчерица, отчим и мачеха. Пасынками и падчерицами являются неусыновленные дети супруга и, соответственно, отчимом и мачехой – неусыновивший супруг родителя (п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9).
Таким образом, действующие правовые нормы позволяют производить оплату пособия по временной нетрудоспособности работнику, являющемуся отчимом больного ребенка и осуществляющему уход за ним, даже в отсутствие факта усыновления.
Вместе с тем проживание лиц в «гражданском» браке (фактическое совместное проживание лиц) не порождает юридически значимых прав и обязанностей, которые предусмотрены для супругов. Поэтому ребенок «гражданской» жены не может считаться пасынком (падчерицей) по отношению к гражданскому мужу. А значит, «гражданский» муж не имеет права на получение пособия по временной нетрудоспособности при осуществлении им ухода за больным ребенком «гражданской» жены.


Вопрос: Моя дочь получила легкий вред здоровью, находясь в детском саду, вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Можно ли привлечь детский сад к какой-либо иной ответственности? 

Ответ прокурора Волжского района г. Саратова Е.В. Челноковой-Айдашкиной:
Безусловно, в соответствии со ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательные организации несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. 
Так, ст.1073 ГК РФ устанавливает, что ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним (другому лицу или самому себе) во время нахождения под надзором образовательной организации, несет образовательная организация.
Пленум Верховного Суда РФ подробно разъясняет: если ребенок временно находился под надзором образовательной организации (в детском саду, школе, гимназии лицее) или иной организации, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним, эти организации обязаны возместить вред, причиненный несовершеннолетним, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010  № 1).
Таким образом, в случае, если вред Вашей дочери нанесен в детском саду вследствие недолжного надзора за ней в момент причинения вреда, образовательная организация и (или) ее виновное должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ за нарушение прав ребенка на безопасные условия обучения. 
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические и нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Следовательно, Вы также вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении морального вреда, причиненного Вашей дочери образовательной организацией.
С вопросами о привлечении к административной и иной ответственности, а также о возмещении морального вреда, Вы можете обратиться в органы прокуратуры. 

Вопрос: При каких условиях и кем принимается решение о прекращении диспансерного наблюдения лиц, больных наркоманией?

Отвечает старший помощник прокурора Кировского района г. Саратова Н.С. Альков: 
В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" утвержден Приказ Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н о Порядке оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядке диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ".
Согласно п. 12 Приложения N 2 к приказу Минздрава РФ от 30 декабря 2015 г. N 1034н решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случаях:
- наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 <1> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии;
-не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1);
- если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.
Также, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в случае (п. 13 Приказа №1034н):
- смерти пациента;
- осуждения пациента к лишению свободы на срок свыше 1 года;
- изменения пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организации территории;
- письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения.
Сведения о диспансерном наблюдении вносятся в Медицинскую карту амбулаторного наркологического больного.

Вопрос гр-ки С.: Обязана ли организация оплачивать листок временной нетрудоспособности, если работник заболел на 30-й день после увольнения? Весь ли период временной нетрудоспособности оплачивается?

Ответ заместителя прокурора Татищевского района Р.А. Яковенко:  
Работник, заболевший на 30-й день после увольнения от последнего работодателя и не трудоустроившийся на новое место работы, имеет право представить свой больничный лист последнему работодателю. Оплате подлежит весь период временной нетрудоспособности.
 Порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности регулируется Законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В ч. 2 ст. 5 Закона указано, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, наступившей в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности.
В рассматриваемой ситуации работник заболел на 30-й календарный день, то есть в течение 30 календарных дней после увольнения. По мнению автора, ему нужно оплатить пособие по временной нетрудоспособности. Выплачивается пособие по временной нетрудоспособности за весь период нетрудоспособности (заболевания) до момента выздоровления работника, за исключением случая, когда работник является инвалидом.
Таким образом, если работник заболел на 30-й день после увольнения его от последнего работодателя и не трудоустроился, то листок временной нетрудоспособности он несет последнему работодателю и тот его оплачивает с учетом требований ст. 6 Закона, то есть за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности).
При этом следует учитывать ч. 2 ст. 7 Закона, согласно которой пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Вопрос: Время ожидания скорой медицинской помощи?

Отвечает Пугачевский межрайпрокурор В.Н. Логвин:
В соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н, время приезда до пациента выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. 
Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе: 
а) нарушения сознания; 
б) нарушения дыхания; 
в) нарушения системы кровообращения; 
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц; 
д) болевой синдром; 
е) травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
ж) термические и химические ожоги; 
з) кровотечения любой этиологии; 
и) роды, угроза прерывания беременности. 
При этом сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.


Вопрос: Если продаются по завышенным ценам жизненно необходимые лекарственные препараты, – предусмотрена за это ответственность?

Отвечает прокурор Новобурасского района И.В. Силонов:
Да, за реализацию по завышенным ценам жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за завышение регулируемых государством предельных цен, а также установленных надбавок к ценам на продукцию, товары либо услуги влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Вопрос: Какой порядок предоставления донору дней отдыха за сдачу крови – по его желанию или по решению работодателя? 

Отвечает прокурор Новобурасского района И.В. Силонов:
В  соответствии со ст. 186 Трудового  Кодекса РФ после каждого дня сдачи крови работнику предоставляется дополнительный день отдыха, который по его желанию может быть использован в другое время в течение года. 
Таким образом, работодатель не вправе настаивать на предоставлении дня отдыха по своему усмотрению, отдыха в удобное для него время.О предоставлении дней отдыха должен быть издан приказ.

Вопрос: Порядок получения рецепта для бесплатных лекарственных средств для детей первых трех лет жизни

Отвечает и.о. прокурора Духовницкого района В.А. Краснов: Законодательство Российской Федерации гарантирует бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медикаментозного назначения отдельных категорий российских граждан. 
Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» действующее в редакции от 14.02.2002 закреплено право на получение бесплатных лекарственных средств. Постановлением утвержден перечень групп населения, а также категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медикаментозного назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. 
В данном перечне для детей первых трех лет жизни предусмотрен бесплатный отпуск всех лекарственных средств по рецепту врача. 
Для получения такого рецепта необходимо представить врачу-педиатру полис обязательного медицинского страхования ребенка, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство пенсионного страхования (карточка СНИЛС), а также подтверждение регистрации ребенка по месту жительства. 
При наличии всех вышеперечисленных документов врач обязан выписать необходимое лекарство. 
В случае отказа в выписке бесплатного рецепта родители (законные представители) вправе с соответствующим заявлением обратиться в Министерство здравоохранения субъекта, либо в прокуратуру по месту нахождения медицинской организации.   

Вопрос: Как подать жалобу на качество товаров и услуг через многофункциональные центры (МФЦ)?

Отвечает прокурор Ровенского района С.В. Кирьянов: Потребители смогут подать жалобу в защиту своих прав через МФЦ и рядом других способов. Федеральным законом от 18.03.2019 № 38-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
В частности, закон дополнен статьей 42.3 (Подача и рассмотрение обращений потребителей). Новые положения Закона предусматривают, что обращение потребителя может быть направлено в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в орган государственного надзора, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления.
Обращение потребителя может быть направлено по почте, с использованием сети «Интернет», в том числе официального сайта уполномоченных органов исполнительной власти, либо органа местного самоуправления
Положениями части 3 статьи 42.3 закреплено, что в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг могут осуществляться прием обращений потребителей и консультирование потребителей по вопросам защиты их прав на основании соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Данные изменения позволят обеспечить эффективную форму общественного контроля и дополнительную процедуру оперативного реагирования для защиты прав граждан, обеспечения качества и безопасности их жизни и здоровья.


Ответственность за непредставление должностным лицом сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов

Прокурор Советского района А.В. Локтионов: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнен статьей 13.19.4 «Нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и размещения указанных сведений в данном реестре», которая предусматривает ответственность за непредставление должностным лицом сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов, неразмещение или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка и (или) сроков размещения в данном реестре указанных сведений, размещение указанных сведений в данном реестре не в полном объеме либо размещение в данном реестре заведомо недостоверных сведений. Винновым лицам может быть назначен административный штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.
Напомним, настоящий реестр должен вестись с 01.01.2017 на основании ст. 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Необходимость принятия указанных новелл, объясняется тем, что отсутствие или искажение сведений в федеральном реестре инвалидов может привести к невозможности предоставить лицам с ограниченными возможностями здоровья необходимые госуслуги.
Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.
Представление указанных сведений осуществляется безвозмездно в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи с учетом требований, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Обработка сведений, содержащих персональные данные инвалидов, осуществляется исключительно в целях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».


Расширен перечень мероприятий оказания паллиативной помощи неизлечимо больным пациентам

И.о. прокурора города Саратова С.С. Ломакин : Федеральным законом от 06 марта 2019 года № 18-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи. 
Законом паллиативная помощь определяется как комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания.
При этом медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют взаимодействие с родственниками и иными членами семьи пациента или законным представителем пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания и религиозными организациями.
Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара, стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи. 
Законом гарантируется предоставление пациенту для использования на дому медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека.
Указанные изменения вступили в силу 17.03.2019.


Утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

Старший помощник прокурора области по правовому обеспечению Т.В. Шестакова: Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363 утверждена государственная программа «Доступная среда», срок реализации которой предусмотрен до 2025 года.
Целью этой программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышение уровня их жизни.
Основные задачи программы заключаются в:
обеспечении равного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам и услугам, приоритетным для их жизнедеятельности, а также к реабилитационным и абилитационным услугам;
профессиональном развитие и трудоустройстве инвалидов;
обеспечении объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
Согласно программе, общий объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на весь период её действия составит более 700 млрд рублей.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы «Доступная среда» опубликовано 08.04.2019 на интеренет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru.

Вопрос:  Я являюсь Почетным донором России. Имею ли я право выбрать удобное для меня время отпуска?

Отвечает заместитель прокурора  Воскресенского района А.П. Анненков: В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. 
Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. 
В частности в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» лица, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеют право на следующие меры социальной поддержки: предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года в соответствии с трудовым законодательством.
Таким образом, Вы имеете право на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для Вас время.

Вопрос: Имеют ли право в больнице делать операцию без согласия пациента?

Ответ и.о. прокурора Калининского района Д.О. Терёшкина: По общему правилу без письменного согласия самого пациента либо его законного представителя медицинское вмешательство, в том числе операция, не допускаются.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» федеральным законодательством устанавливаются случаи, когда медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается, в том числе если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;
в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и хранится в медицинской документации пациента.


Вопрос: Я ухаживаю за 15-летней дочерью-инвалидом, сама я не работаю, потому что все время уходит на уход за ребенком. Я получаю ежемесячные выплаты в размере 5500 рублей. Скажите, будет ли эта сумма изменена? 

Ответ прокурора Саратовского района А.Э. Арзуманяна:
Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, с 1 января 2013 года установлена ежемесячная выплата в размере 5 500 рублей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.03.2019 года № 95 размер вышеназванной выплаты повышен до 10 000 рублей.
Указ вступает в силу с 1 июля 2019 года.

Вопрос: Когда применяются принудительные меры медицинского характера?

Отвечает прокурор г. Балаково Д.В. Сернов:
Принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения, которые применяются по судебному решению в отношении лица, совершившего общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом, страдающего психическими расстройствами, связанными с опасностью для него самого или других лиц либо возможностью причинения им иного вреда. 
Такие меры связаны с ограничением конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, являются для них мерами уголовно-правового характера. Поэтому только суд вправе принять решение о применении к указанным лицам принудительных мер медицинского характера, освободив их от уголовной ответственности или наказания.
Нормы главы 15 Уголовного кодекса РФ определяют основания, цели, виды принудительных мер медицинского характера, порядок их реализации, прекращения применения.
Целями применения названных мер, в отличие от целей наказания, является излечение лиц, совершивших в состоянии невменяемости общественно-опасное деяние, либо у которых после его совершения наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначения или исполнения наказания, либо лиц совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости или улучшении их психического состояния, а также  предупреждение совершения ими новых деяний (статья 98 УК РФ).
Виды принудительных мер медицинского характера обусловлены медицинскими показаниями, и суд при их назначении обязан руководствоваться заключением  психической экспертизы. Соответствующие меры назначаются судом либо самостоятельно, либо параллельно с наказанием.
Статья 99 Уголовного кодекса РФ определяет следующие виды принудительных мер медицинского характера:
а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар;
б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре, и если лицо по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения;
в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа назначается лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения;
г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения.
Суд может продлить, изменить либо прекратить применение принудительных мер медицинского характера на основании заключения комиссии врачей-психиатров, по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение.
Лицо, которому  была назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.
Изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникнет необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.
В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находящегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.
Применение принудительных мер медицинского характера не влечет за собой уголовно-правовые последствия в виде судимости.           

О реализации права на бесплатную парковку транспортных средств, управляемых инвалидами

Заместитель прокурора Волжского района г. Саратова С.В. Жаднов: Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Аналогичные требования закона распространяются и на транспортные средства, перевозящие таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
Для парковки на выделенных местах на транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид".
Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования утвержден приказом Минтруда России от 04.07.2018 N 443н и зарегистрирован в Минюсте России 24.08.2018 N 51985.
Согласно приказу знак "Инвалид" имеют право оформлять только  федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы: федеральное бюро, главные бюро, бюро в городах и регионах (филиалы главных). Оформление происходит по месту жительства. После регистрации заявления знак должен быть оформлен в срок, не превышающий одного месяца.
На лицевой стороне знака «Инвалид» должен быть указан его порядковый номер, а также номер государственного учреждения и дата окончания срока действия знака либо запись "действует бессрочно". На оборотной стороне указывается фамилия, имя и отчество инвалида (ребенка-инвалида), дата его рождения, серия и номер справки, подтверждающей факт установления инвалидности, группа инвалидности (указывается прописью) или делается запись "категория "ребенок-инвалид", срок на который установлена инвалидность, дата выдачи знака.
На руки знак должен выдаваться в течение одного рабочего дня со дня его оформления.

Расширены виды медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования

Заместитель прокурора города Балаково К.А. Трофимов: Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2018 года № 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
В программе на 2019-2021 гг. расширен список заболеваний, для лечения которых лекарства централизованно закупаются за счет федерального бюджета. В него включены гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридоз I, II и VI типов.
Объем медицинской помощи в стационарных условиях, а также медицинской реабилитации будет нормироваться по количеству случаев госпитализации, а не по койко-дням.
В рамках обязательного медицинского страхования средняя стоимость профилактического осмотра и диспансеризации в 2019 г. составит 1 019,7 рубля, лечение онкозаболевания в стационаре обойдется в 76708,5 рублей.
Компьютерную томографию, МРТ и ангиографию пациенты с онкологическими заболеваниями будут ждать не больше 14 календарных дней со дня назначения.

Порядок лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

Прокурор Фрунзенского района г. Саратова Т.Р. Аветисян: С 1 января 2019 года вступил в силу новый порядок лекарственного обеспечения из федерального бюджета лиц, больных редкими заболеваниями, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1416.
Указанным актом утверждены Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также Правила ведения Федерального регистра лиц, больных указанными заболеваниями.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 299-ФЗ расширен перечень заболеваний для лекарственного обеспечения за счет бюджета. Право больного на обеспечение лекарственными препаратами возникает со дня включения сведений о нем в региональный сегмент указанного Федерального регистра.
Потребность (объем поставки) в лекарственном препарате определяется с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственного препарата, исходя из ежемесячной фактической потребности больных в лекарственных препаратах в соответствии со сведениями регионального сегмента Федерального регистра и необходимости формирования запаса на 15 месяцев.
Комиссия, сформированная Минздравом России, рассматривает заявки, представленные субъектами РФ, на предмет обоснованности заявленных объемов лекарственных препаратов, при необходимости корректирует их, и согласовывает с вынесением соответствующего решения.
Минздрав России будет, в том числе, осуществлять мониторинг движения и учета лекарственных препаратов в субъектах РФ.
В случае выезда больного за пределы территории субъекта РФ, в котором он проживает, на территорию другого субъекта РФ на срок, не превышающий 6 месяцев, такому больному организуется назначение лекарственных препаратов на срок приема, равный сроку его выезда, либо, учитывая сроки годности имеющихся остатков лекарственных препаратов, обеспечение такого больного лекарственными препаратами на соответствующий срок.

Административная ответственность за нарушение порядка размещения сведений в федеральном реестре инвалидов

Прокурор Краснокутского  района Д.П. Сараев: Федеральным законом от 06.02.2019 № 7-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность за нарушение порядка представления сведений в федеральный реестр инвалидов и их размещения в таком реестре.
В соответствии новым законом непредставление должностным лицом сведений, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов, неразмещение или нарушение установленных законодательством РФ порядка и (или) сроков размещения в данном реестре указанных сведений, размещение названных сведений в таком реестре не в полном объеме либо размещение в этом реестре заведомо недостоверных сведений повлечет наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
В случае повторного нарушения размер административного штрафа составит от 20 000 до 30 000 рублей.
Новый вид административной ответственности применятся с 17 февраля 2019 года.

Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией

И.о. прокурора города Балашова А.А. Морозов: ВИЧ – одно из самых страшных неизлечимых заболеваний человека. С каждым годом неуклонно растет количество людей, которым поставлен данный диагноз. Это заболевание имеет несколько путей передачи, основным из которых является половой контакт, в связи с чем законодателем предусмотрена ответственность за заражение другого лица данным заболеванием.
 Ответственность за совершение данного деяния является уголовной и предусмотрена ст. 122 Уголовного кодекса РФ в пределах от ограничения свободы на срок до трех лет до лишения свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо без такового.
Уголовно наказуемыми являются:
• Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией;
• Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни;
• Заражение двух или более лиц либо несовершеннолетнего ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни;
• Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей.
Лицо, поставившее другое лицо в опасность заражения ВИЧ-инфекцией либо заразившее другое лицо ВИЧ-инфекцией в случае, если оно знало о наличии у него этой болезни, освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения.

Изменения в сроках выдачи листков нетрудоспособности

Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, с 10 апреля 2018 года претерпел существенные изменения в части исключения ограничений для сроков больничных по уходу за детьми, в том числе детьми-инвалидами.
До внесения изменений листок нетрудоспособности выдавался по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет – на весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем на 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в специальный перечень заболеваний, не более чем на 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием.
В случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет – листок нетрудоспособности выдавался на весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем на 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.
Теперь работодателю не нужно подсчитывать, сколько дней в году сотрудники были нетрудоспособны, так как ухаживали за болеющими детьми.
Если ребенок младше 7 лет, больничный по уходу за ним на весь период амбулаторного или стационарного лечения выдается без оговорок сроков.
Отменено и 120-дневное ограничение для листков нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом. Причем получать больничные по уходу за таким ребенком можно дольше – пока он не достигнет 18 лет. Ранее предел составлял 15 лет.
Изменения коснулись и больничных по уходу за детьми с ВИЧ, онкологией или поствакцинальными осложнениями. Раньше получить больничный на время пребывания с таким ребенком в стационаре было можно, пока он не достиг 15 лет. С 10 апреля этот возраст также увеличен на три года – до 18 лет
Прокурор Перелюбского района М.В.Ваганов

Введена административная ответственность за нарушения при внесении данных в систему мониторинга лекарств

Федеральным законом от 15.04.2019 №58-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения. Глава 6 дополнена статьей 6.34 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных.
За совершение данного административного правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
При этом лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,  несут административную ответственность как юридические лица.
Марксовский межрайонный прокурор В.П. Ходаков

Внеочередное предоставление жилого помещения гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания

Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, жилые помещения по договору социального найма предоставляются местной администрацией вне очереди.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 03.07.2018 № 20-КГ18-22 при рассмотрении кассационной жалобы гражданина, которому было оказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке со ссылкой на отсутствие жилых помещений пришел к выводу, что гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, соответствующее жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения вне очереди и указал, что дополнительных условий реализации права на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит. 
Судом также обращено внимание на отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
Граждане вправе обжаловать отказ в предоставлении жилья вне очереди в судебном порядке, а при необходимости могут обратиться в органы прокуратуры с заявлением об оказании помощи в судебной защите их прав.
Прокурор Заводского района г.Саратова А.П. Корноваров

Проведение экспертизы по определению связи заболевания с профессией

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.01.2019 N 36н утвержден Порядок проведения экспертизы связи заболевания с профессией и формы медицинского заключения о наличии или об отсутствии профессионального заболевания. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2019 N 54085 и вступает в силу с 31.03.2019.
Приказом определены правила проведения экспертизы в целях установления наличия причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью.
Экспертиза связи заболевания с профессией проводится в рамках расследования и учета острых и хронических профессиональных заболеваний (отравлений), осуществляемых в порядке, предусмотренном Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967, в отношении:
а) работников, выполняющих работу по трудовому договору (контракту);
б) граждан, выполняющих работу по гражданско-правовому договору;
в) студентов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, учащихся общеобразовательных организаций, работающих по трудовому договору во время практики в организациях;
г) лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду;
д) других лиц, участвующих в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Экспертиза связи заболевания с профессией проводится специализированной медицинской организацией или специализированным структурным подразделением медицинской или иной организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по "профпатологии" и "экспертизе связи заболевания с профессией" (далее – центр профессиональной патологии).
Для экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) с профессией гражданин направляется в центр профессиональной патологии медицинской организацией, установившей предварительный диагноз – острое профессиональное заболевание (отравление), непосредственно после оказания гражданину специализированной медицинской помощи с выдачей ему направления.
Медицинская организация, установившая предварительный диагноз – острое профессиональное заболевание (отравление), для проведения экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) с профессией в день выдачи гражданину направления, представляет в центр профессиональной патологии установленные перечнем документы и результаты специальной оценки условий труда рабочего места работника (при наличии).
Для проведения экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) или хронического профессионального заболевания (отравления) с профессией в центре профессиональной патологии формируется постоянно действующая врачебная комиссия по проведению экспертизы связи заболевания с профессией.
По результатам проведения экспертизы связи острого профессионального заболевания (отравления) с профессией врачебная комиссия выносит решение о наличии либо об отсутствии причинно-следственной связи заболевания с профессиональной деятельностью – и устанавливает заключительный диагноз острого профессионального заболевания (отравления).
На основании протокола врачебной комиссии уполномоченный руководителем центра профессиональной патологии медицинский работник в течение 1 рабочего дня с момента вынесения соответствующего решения врачебной комиссией оформляет медицинское заключение о наличии или об отсутствии у гражданина профессионального заболевания по утвержденной настоящим Приказом форме.
Для проведения экспертизы связи заболевания с профессией в особо сложных случаях гражданин направляется в центр профессиональной патологии Министерства здравоохранения Российской Федерации врачебной комиссией центра профессиональной патологии с выдачей ему направления.
Прокурор Заводского района г.Саратова А.П. Корноваров

Вопрос руководителя организации: Обязательно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры экспедитора по перевозке грузов?


Ответ прокурора Татищевского района Д.А. Никонорова:

В случае если должность "экспедитор по перевозке грузов" непосредственно связана с управлением транспортным средством, то выявляется трудовая функция водителя, а значит, существует риск привлечения к административной ответственности общества за непрохождение медосмотров.
В случае если трудовая функция экспедитора по перевозке грузов заключается только в сопровождении груза (без управления транспортным средством), то необходимости в проведении предрейсовых медицинских осмотров не возникает.
Это следует из того, что общество, которому принадлежит транспортное средство и где трудоустроен экспедитор по перевозке грузов, фактически осуществляет в процессе своей хозяйственной деятельности перевозку грузов по дорогам общего пользования, его работник является участником дорожного движения и данное юридическое лицо осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортного средства, следовательно, водитель, допущенный к управлению транспортным средством, обязан выполнять требования актов законодательства при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств. При этом назначение таких перевозок (для собственных нужд либо для нужд иных потребителей) правового значения не имеет.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
При этом следует учитывать, что водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством. Данный термин указан в ст. 2 Федерального закона N 196-ФЗ.
Таким образом, водитель - это любое лицо, управляющее принадлежащим организации транспортным средством.
Также в п. 1.5 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение N 2 к Методическим рекомендациям. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)), утвержденного Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт. Это означает, что все юридические лица, которые эксплуатируют принадлежащие им на каком-либо праве (собственности, аренды, оперативного управления, безвозмездного пользования и т.п.) транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями.
Существует специальная норма, устанавливающая ответственность за непрохождение медосмотров при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, - ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Привлекать организацию к ответственности по данной статье вправе должностные лица органов внутренних дел (ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).
В данном случае конкретно не указывается должность "водитель", однако, в случае если должность "экспедитор по перевозке грузов" непосредственно связана с управлением транспортным средством (например, эта функция указана в должностной инструкции, трудовом договоре, имеется водительское удостоверение, путевой лист и пр.), выявляется трудовая функция водителя, а значит, существует риск привлечения общества к административной ответственности за непрохождение медосмотров.
В случае если трудовая функция экспедитора по перевозке грузов заключается только в сопровождении груза (без управления транспортным средством), то необходимости в проведении предрейсовых медицинских осмотров не возникает.








Возврат к списку