Итоги 2011

Итоги 2011

Итоги деятельности за 2011 год
Реализация программы модернизации здравоохранения, мероприятий проекта «Здоровье» позволила привлечь в область около 5-ти млрд. руб. из федерального бюджета.
Исполнение консолидированного бюджета сложилось в сумме 14,1 млрд. руб., что на 37,6% выше уровня 2010 года, страховые взносы на неработающее население составили около 3,5 млрд. руб., что на 14,8% выше уровня 2010 года.
15 февраля в Татарстане состоялось совещание под председательством Владимира Владимировича Путина, на котором обсуждались вопросы модернизации и демографической политики. В совещании принял участие Губернатор области П.Л. Ипатов.
В.В. Путин отметил, что задачу народосбережения не решить без качественной медицинской помощи и подчеркнул, что полномочия по ее оказанию сконцентрированы на региональном уровне.
В 2011 году по Программе модернизации здравоохранения  освоено 2,4 млрд. руб., что составляет более 80% от плана.
Саратовская область заняла 13 место из 29 регионов, вошедших в рейтинг с высоким процентом  освоения субсидий ФФ ОМС.
На капитальный ремонт  освоено более 1 млрд. руб., в том числе 868 млн. руб. федеральных средств, что составило 88,2%.
Из 38 субъектов, в которых по данному направлению израсходовано более 80%  средств, Саратовская область занимает 26 место.
Следует отметить, что в учреждениях наблюдалось отставание от первоначально установленных сроков проведения работ, проводилась претензионная работа.
Из-за нарушения условий контрактов со стороны подрядных организаций, не завершен капитальный ремонт в Ивантеевской ЦРБ. Детской городской больницей № 1 г. Балаково направлены исковые заявления в арбитражный суд о расторжении контрактов. Питерской ЦРБ в адрес подрядчиков выставлена неустойка в сумме 367 тыс. руб., областной клинической больницей взыскано в бюджет по банковской гарантии 2,3 млн. руб.,
В 2012 году на проведение ремонтов в 30 учреждениях предусмотрено 597 млн. руб.
Для выполнения мероприятий по проведению капитального ремонта в полном объеме, с учетом экономии 2011 года, необходимо сохранить в муниципальных бюджетах размер ассигнований, предусмотренных Соглашениями. При невыполнении данных условий федеральное финансирование будет приостановлено.
Объем денежных средств, освоенных на приобретение оборудования, составил 856,0 млн. руб. Сумма сэкономленных средств составила 211, 5 млн. руб. (20%), что позволило дополнительно закупить медицинское оборудование и автотранспорт. В результате, количество единиц медицинского оборудования составило - 678, вместо 406 по плану.
Наш регион вошел в 14 субъектов из 83-х, где отмечается наиболее эффективное расходование денежных средств по данному направлению.
Однако, в течение года нарушались сроки поставки оборудования.
За просрочку поставки оборудования перечислено в бюджет - 471,2 тыс. руб.
По двум поставщикам взысканы денежные средства в сумме 792 тыс. руб. (за неисполнение условий контрактов).
По трем поставщикам документы переданы в арбитражный суд.
В 2012 году на приобретение оборудования предусмотрено 790,6 млн. руб. Планируется закупка 230 единиц оборудования за счет федерального бюджета, более 400 – за счет областного.  В результате к концу 2012 года фондооснащенность учреждений здравоохранения увеличится почти на 30%.
Перед нами стоит задача своевременно и в полном объеме освоить денежные средства. При этом необходимо учесть все недостатки прошлого года и не допустить новых ошибок.
На информатизацию здравоохранения в 2011 году было предусмотрено 149,5 млн. руб., освоено - 65 млн. руб., что составило 43%, так как работы начались только в 4 квартале после формирования единой концепции информатизации здравоохранения в Российской Федерации.
Основная часть мероприятий по информатизации запланирована на 2012 год,  будет освоено -  почти 344 млн. рублей.
Планируется закупка компьютерной техники, внедрение электронного документооборота и медицинских информационных систем.
На финансирование мероприятий по внедрению стандартов, повышению доступности амбулаторной помощи, диспансеризации 14-летних подростков  в 2011 году было предусмотрено около 790 млн. руб.
На внедрение стандартов израсходовано более 340 млн. рублей или 91,6%.
В ряде лечебных учреждений процент неосвоенных федеральных средств составил менее 50%.
В этом году перечень стандартов расширен с 46 до 78, увеличилось количество стандартов по родовспоможению и детству, оказанию помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В 2012 году на реализацию данных направлений предусмотрено 1 млрд. 666 млн., что в 2,5 раза больше чем в прошлом году.
Развитие службы родовспоможения и детства определено одним из приоритетных направлений.
На модернизацию службы в течение двух лет запланировано направить 2 млрд. 819,4 млн. рублей. Освоено 1 млрд. 22 млн. рублей - это 31% от общего объема финансирования.
Денежные средства были направлены на проведение капитальных ремонтов, закупку медицинского оборудования и автотранспорта.
В декабре введен в эксплуатацию новый Перинатальный центр. Подобных учреждений в России – единицы. Центр ориентирован на оказание медицинской помощи женщинам с преждевременными родами, а также выхаживание недоношенных и маловесных детей.
Открытие перинатального центра, а также укрепление материально-технической базы родовспоможения будет способствовать качественному оказанию высокотехнологичной помощи матерям и детям, в том числе с экстремально низкой массой тела.
В 2011 году продолжилась реализация проекта «Здоровье». Из средств федерального бюджета дополнительно поступило 1, 9 млрд. рублей, что на 18% больше чем в 2010 году.  
Национальный проект реализовывался по 15 направлениям.
В области функционируют 9 центров здоровья для взрослых, 3 центра здоровья для детей, 2 мобильных центра здоровья.
В 2011 г. в центрах здоровья прошли комплексное обследование 153,5 взрослого населения, 36 тыс. детей и подростков. В мобильных центрах здоровья обследовано около 10 тыс. детей из отдалённых районов области.
В 2012 году планируется комплексно обследовать более 215 тыс. взрослых и детей.
План по дополнительной диспансеризации выполнен на 101% - осмотрено почти 50,5 тыс. человек.
Заработано более 70  млн. рублей. Заработная плата врачам увеличилась в среднем на 3 - 5 тысяч рублей, средним медработникам -  от 1 до 3-х тысяч рублей.
В 2011 году осмотрено более 4,5 тыс. детей - сирот (100% от плана). В лечебные учреждения перечислено более 13 млн. рублей.
В рамках нацпроекта была продолжена дополнительная иммунизация против гепатита В, кори, полиомиелита и гриппа. В полном объеме были поставлены вакцинные препараты на сумму около 103 млн. рублей.
С 2010 года реализуются мероприятия, направленные на обследование и лечение больных туберкулезом.
В 2011 году приобретен компьютерный томограф, на сэкономленные средства (9,7 млн. руб.) - 42 единицы оборудования для Областной туберкулезной больницы. В результате в 2 раза увеличилось количество торакальных операций с видеоконтролем, в 4 раза увеличилось количество оперативных вмешательств больным хроническими формами туберкулеза. За счет федерального бюджета получены лечебно-диагностические препараты на сумму 111,6 млн. рублей, за счет областного -  на сумму более 30 млн. рублей. По итогам года смертность от активного туберкулеза уменьшилась на 6,7%.  
За последние 3 года обеспеченность жителей высокотехнологичными видами медицинской помощи увеличилась  более чем на 20%.
Показатель почти в 2 раза выше, чем средний по Российской Федерации (РФ -  159,5 на 100 тысяч населения).
В 2011 году высокотехнологичную помощь  получили  более 7 тыс. пациентов, в том числе в областных учреждениях -  более 1 тыс. человек.
План государственного задания выполнен на 111,8%, что на 6,3% выше, чем в 2010 году.
Следует отметить, что в настоящее время в муниципальных учреждениях здравоохранения Саратова имеются все возможности для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Однако, только областные учреждения имеют право на федеральные квоты. Передача на областной бюджет муниципальных учреждений позволит повысить доступность высокотехнологичных видов медицинской помощи для жителей области.
    Развитию высоких технологий способствует реализация программы по нейрососудистой помощи.  
Субсидии из федерального бюджета составили 235,7 млн. рублей. Приобретено 579 единиц современного оборудования для регионального и первичных сосудистых центров. Проведено более 50 высокотехнологичных операций на сосудах головного мозга.
По программе оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП  из федерального бюджета выделено 215, 4 млн. рублей, за счет чего в конце прошлого года создана 3-х уровневая система оказания медицинской помощи.
К сожалению, в 2011 году смертность от ДТП увеличилась на 17,8%.
Причем, большинство участников аварий погибло непосредственно на месте ДТП. Наблюдается снижение числа умерших в стационаре, а также погибших на этапе эвакуации до 6,5% против 8% в 2010 году.
Среднее время ожидания скорой помощи составило около 19 минут, в большинстве случаев пострадавшие были госпитализированы в течение 1 часа с момента получения травмы.
Главная задача на 2012 год – снижение смертности от ДТП, целевой показатель - 14,4 на 100 тысяч населения. Эту задачу мы сможем решить только при четком и слаженном взаимодействии всех заинтересованных министерств и ведомств.
Улучшилась работа первичного звена по активному выявлению онкологической патологии. В результате: увеличилась диагностика на ранних стадиях с 60,2% до 62%, снизилась смертность от злокачественных новообразований на 8,3%; на 4,6% увеличилась пятилетняя выживаемость онкологических больных. Данный показатель превышает среднероссийский на 6%.
Кадры – наш основной ресурс.
Обеспеченность врачами составила 52 на 10 тыс. населения, средние показатели по РФ – 42,1. Несмотря на достаточную обеспеченность, кадры распределены неравномерно. Отмечается избыток врачей в городах и недостаток в сельской местности, недостает кадров и в первичном звене.
В 2011 году трудоустроилось более 400 врачей - молодых специалистов, что на 42,2% больше, чем в 2010 году.
Для привлечения кадров реализовывались дополнительные трехсторонние соглашения. Ежеквартальные выплаты за квалификационные категории получили более 1200 врачей, единовременные выплаты – 111 молодых специалистов. К сожалению, в этом году  главы администраций Балашовского, Питерского, Новобурасского, Татищевского, Ивантеевского, Калининского районов отказались от ежеквартальных доплат за квалификационные категории.
В соответствии с областным Законом о социальной поддержке помощь будет оказана 72 молодым специалистам по наиболее востребованным специальностям.
В соответствии с программой «Социальное развитие села до 2012 года» получили жилье более 40 медработников, в том числе 16 молодых специалистов. По социальной ипотеке планируют приобрести жилье 115 специалистов.
До конца марта единовременные выплаты в размере 1 млн. руб. получат 8 человек,  на рассмотрении - еще 10 заявлений. Эта работа будет продолжена в течение года.
С целью повышения квалификации кадров  за 2011 год обучено более 2,5 тыс. специалистов, в том числе и по Президентской программе – 20 чел.
Одной из основных задач является укомплектование кадрами первичного звена, привлечение молодых специалистов в сельское здравоохранение. Это создаст основу для усиления амбулаторно-поликлинической службы, повышения  доступности медицинской помощи, эффективного расходования средств бюджета и ОМС.
Нельзя не отметить рост заработной платы работников здравоохранения. С 2005 года она увеличилась более чем в 3 раза.
В 2011 году среднемесячная заработная плата  составила 12,4 тыс. руб. и увеличилась на 10,9%, в первичном звене – на 25%.
По итогам 2011 года целевой показатель Программы по средней заработной плате врачей перевыполнен на 3,5%, по среднему медицинскому персоналу – на 3,6%.
В 2011 году изменилась структура коечного фонда области. Сокращение на 1,5% стационарных коек привело к более эффективному их использованию. Увеличение количества коек дневного стационара на 816 мест способствовало росту пролеченных больных на 22,8%.
По официальным данным Минрегионразвития РФ за 2010 год по отрасли здравоохранение Саратовская область заняла 7 место по оценке эффективности деятельности среди субъектов РФ (в 2009 – 20 место).
Здравоохранение оценивается по 63 показателям, среди которых медико-демографические, показатель достаточности ресурсов, доступности медицинской помощи, экономической эффективности.
Финансовое обеспечение программы государственных гарантий по сравнению с 2010 годом увеличилось на 4,6 %, и составило 13,7 млрд. рублей.
Увеличение платежей на неработающее население на 450 млн. рублей   позволило сократить дефицит финансового обеспечения программы с 35 % до 28,6 %, в том числе за счет средств ОМС с 30,7 % до 20,7 %  и повысить тарифы в системе ОМС на 4%.
Одним из показателей эффективности местного самоуправления является управление объемами скорой помощи. Обращаемость на скорую помощь сократилась на 5,2% и составила 330 на 1000 населения (норматив – 318), одновременно увеличились объемы оказания амбулаторной помощи на 1,1%.
Вместе с тем, по 20 муниципальным учреждениям норматив скорой помощи превышен от 2% до 25%. В этих районах работа амбулаторного звена подменяется дорогостоящими видами скорой и стационарной медицинской помощи.  
В 2011 году  муниципальные  ЛПУ  выполнили объемы стационарной   помощи на 100,9%,  что ниже уровня 2010 года на 1,8%, областные – на 99,7%,что выше уровня 2010 года на 1,1%,  при этом федеральный норматив по области  превышен на 5,2%.
Переориентация медицинской помощи на стационарозамещающие технологии и амбулаторное звено осуществляется  медленными темпами, недостаточно используются возможности дневных стационаров и общеврачебных практик.
По дневным стационарам объемы недовыполнены в Советском, Аткарском, Аркадакском  и др.районах
Значительно недовыполнены объемы помощи по амбулаторному звену в Советском, Красноармейском, Базарно-Карабулакском, Аркадакском, Вольском районах.
При этом есть районы, у которых хорошие показатели выполнения плановых заданий: Александрово-Гайский; Екатериновский; Перелюбский; Петровский; Саратовский, Энгельский и Ртищевский.
Город Саратов почти на 5 % превысил плановые задания по дорогостоящей стационарной помощи. Перевыполнение произошло за счет МУЗ «Городская клиническая больница № 8», которое превысило плановые показатели на 25 %.
В связи с недовыполнением объемов амбулаторной помощи муниципальные ЛПУ не заработали 272,0 млн. рублей, что составляет 4,5% от планового объема.
Значительный объем незаработанных средств сложился в Советском - 30,0%, Татищевском - 25,0%, Красноармейском - 24,9%, Аткарском и Аркадакском - 15,5%, Балашовском -  9,6%, Марксовском - 9,8%, Вольском - 4,4% районах.
В структуре расходов лечебных учреждений уровень оплаты труда по муниципальным учреждениям здравоохранения увеличился до 82,9% против 79,4% в 2010 году, по областным – до 77,3% против 68% в 2010 г.
В четырех муниципальных районах доля оплаты труда в общей сумме расходов составила более 90 %.
В 6 районах доля оплаты труда составила менее 80 %.
В 2011 году расходы на медикаменты в рамках программы ОМС составили - 790,3 млн. рублей, что составляет 11,3 %.
На лекарственное обеспечение в рамках модернизации направлено 292,4 млн. руб. Таким образом, в общей сложности на лекарственное обеспечение в учреждения направлено 1 млрд. 82,7 млн. руб., что на 3,8% больше, чем в 2010 году.
Тем не менее, даже с учетом средств по модернизации, в 11 муниципальных районах наблюдался низкий уровень расходов на медикаменты.
Одной из причин недостаточного направления средств на медикаменты является невыполнение плановых объемов медицинской помощи, и, как следствие, недополучение средств ОМС.  
Кроме того, по результатам контроля объемов и качества медицинской помощи страховыми организациями уменьшена оплата на сумму 308,9 млн. руб. или 3,8 % от общего объема финансирования (за 2010 год –  3,5%).
На 2012 год  программа государственных гарантий сформирована в соответствии с федеральным законодательством, расходы программы ОМС увеличены на 7,6%,  что позволило повысить с 1 января 2012 года тарифы в системе ОМС на 6 %.
В 2011 году на льготное лекарственное обеспечение израсходовано 1 млрд. 590 млн. руб., что на 28% больше, чем в 2010 году. В 2012 году на эти цели выделено 1 млрд. 710 млн. руб. (на 7 % больше). Еще в прошлом году были заключены госконтракты для обеспечения федеральных и региональных льготников на 9 мес. 2012 года.
За счет средств регионального бюджета освоено 406,7 млн. руб., в том числе 316 млн. руб. на обеспечение больных сахарным диабетом. Из них более 15 тыс. - федеральные льготники, которые  отказались от федеральной льготы и  обеспечиваются лекарствами за счет средств областного бюджета.
Министерством проводилась работа по возврату социального пакета, в результате чего вернули льготу 450 чел. (5,8%). Увеличилась доля больных сахарным диабетом, получающих отечественные инсулины, с 49 до 70%, что способствовало повышению эффективности использования бюджетных средств.
Контроль за ценами и ассортиментом лекарственных препаратов, а также проведением конкурсных процедур по 94 -ФЗ осуществлялся в течение года в постоянном режиме специалистами минздрава,  Территориального фонда ОМС, комитета государственного регулирования тарифов,  контрольно-аналитического комитета, Управления Роздравнадзора области.
В ходе проверок выявлялись случаи неэффективного размещения закупок, приобретения жизненно важных препаратов по розничным, а не оптовым ценам, за что руководители медицинских учреждений и члены конкурсных комиссий были привлечены к административной ответственности.
Во исполнение Поручения Президента в целях проведения мониторинга цен и ассортимента лекарственных препаратов заключено Соглашение между министерством здравоохранения, Управлением Росздравнадзора и фармацевтическими организациями оптовой и розничной торговли. В мониторинге участвуют 172 аптечных организации.
За 2011 год по всем направлениям деятельности министерством совместно с Территориальным Фондом ОМС, контрольно-аналитическим комитетом, комитетом по координации и контролю закупок проведено более 500 проверок.
Информация о выявленных нарушениях была предоставлена в органы прокуратуры. Представленные факты нашли свое подтверждение в ходе прокурорских проверок.
В адрес 23 главных врачей (в т.ч. Аркадакского, Ершовского, Аткарского, Вольского, Хвалынского, Балашовского и др.) и 8 глав администраций (Аркадакского, Лысогорского, Советского, Романовского, Базарно-Карабулакского, Озинского, Новоузенского, Энгельсского) районов  внесены представления об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан, а также по вопросам выполнения капитального ремонта в медучреждениях.
Районными прокуратурами г. Саратова в лечебные учреждения  города внесено 30 представлений (в т.ч. городские поликлиники №20, №3, №6, №1, №2, гор.больницы № 5, № 10), привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 50 должностных лиц. Необоснованно полученные денежные средства возвращены в ТФ ОМС.
Контрольные мероприятия будут продолжены в текущем году.
Итогом проведенной работы по реализации программы модернизации, национального проекта и комплекса мер, направленных на улучшение демографической ситуации, явилось улучшение демографических показателей.
Несмотря на незначительное снижение рождаемости, ее уровень превысил целевое значение и составил 10,7 человека на 1000 населения.
В 24 муниципальных районах области рождаемость превысила среднеобластной показатель.
В 2011 году показатель младенческой смертности снизился на 5% и составил 5,7 на 1000 родившихся живыми, что ниже целевого значения (ПФО – 6,3‰, РФ – 7,3‰). По данному показателю Саратовская область занимает 14 место в РФ и 5 место в ПФО.
В 2011 году младенческая смертность не зарегистрирована в 8 территориях (в т.ч. Краснопартизанском, Питерском, Романовском, Самойловском, Турковском районах).
Отмечается снижение смертности населения. По сравнению с 2010 годом уровень смертности сократился на 7,6% (сохранено более 3000 жизней).
В 30 районах области произошло снижение смертности населения от 0,6% в Краснокутском  до 18% в Екатериновском районе.
Выше среднеобластного показатели смертности в 6 районах области (в Хвалынском (20,4‰), Романовском (20,0‰), Аркадакском (19,2‰), Базарно-Карабулакском (19,0‰) и Краснопартизанском (18,7‰).
В 2011 году сократилась смертность среди лиц трудоспособного возраста на 7,5% (около 800 человек).
Кроме того наметилась стойкая тенденция к снижению смертности по основным причинам.
Смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 16,8%. Данный показатель ниже, чем в среднем по России и по Приволжскому федеральному округу.
На уровне ниже среднеобластного, показатель смертности от болезней системы кровообращения зафиксирован в 30 муниципальных районах области и г.Саратове.
Выше среднеобластного значения - в Петровском, Краснокутском, Ершовском и Балашовском районах.
Смертность от новообразований уменьшилась на 8,3.
Уровень смертности от злокачественных новообразований ниже среднероссийского и по ПФО. В рейтинге регионов по данному показателю область занимает 6 место в ПФО и 23 место в РФ.
Ниже среднеобластного показатель смертности от злокачественных новообразований в 24 муниципальных районах.
Отражением состояния здоровья является показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. По предварительным данным продолжительность жизни в области составила 70,1 года и увеличилась за последние три года на 1,7 лет, среднероссийский показатель  – 70,3 года.
В 2012 году необходимо обеспечить безусловное выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции демографической политики, реализацию эффективных меры, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности населения.
Основа модернизации отрасли - принципиально новая правовая база российского здравоохранения. По словам В.В. Путина «с её помощью четче и справедливее будут распределяться средства на финансирование медицины, а пациенты получат широкие возможности выбирать врача и лечебное учреждение».
В текущем году нам предстоит осуществить передачу муниципальных учреждений в государственную собственность области, выстроить единую вертикаль управления здравоохранением. Это позволит повысить качество и доступность медицинских услуг жителям, обеспечит эффективное расходование средств.
Перед нами стоит задача развития сельского здравоохранения.
Необходимо строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий (офисов врачей общей практики) с жильем для медицинских работников, оснащение их необходимым оборудованием и санитарным транспортом, расширение сети домовых хозяйств, совершенствование выездных методов работы. Селу необходимы квалифицированные кадры.
Эту задачу мы планируем решать в рамках программы модернизации здравоохранения и новой областной программы «Сельское здравоохранение» 2013-2015 годы, проект которой разрабатывается.
В заключении хотелось бы отметить, что основными задачами на 2012 год будут являться:
выполнение Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
завершение программы модернизации здравоохранения;
реализация мероприятий  национального проекта «Здоровье»,
реализация комплекса мер, направленных на привлечение медицинских кадров в учреждения отрасли, повышение профессиональной квалификации медицинских работников;
дальнейшая переориентация объемов оказания медицинской помощи на амбулаторное звено, развитие ресурсосберегающих технологий;
информатизация здравоохранения;
эффективное использование бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования;
Подводя итоги, еще раз подчеркну, что успех проведения любой реформы напрямую зависит от человеческого фактора, а удовлетворенность населения качеством медицинской помощи - от профессионализма и ответственности медицинских работников.


Назад в раздел